арт-топ.ру - вершина искусства

Коррекция фигуры читать
bubnovsky.com.kz
Рольставни Алматы сайт
shadowrays.kz
Таобао далее
bestmart.kz

Направления в современном искусстве → Стрит-арт (Street Art)

Стрит-арт. Фото 1 Стрит-арт — это не граффити, вернее, не только граффити. Стритрайтеры используют напропалую не только баллончики с краской. В их арсенале мелки, трафареты, пластик, изолента, стикеры и многое другое, включая лазерные проекции и светодиодные инсталляции. И еще уличному художнику просто необходим фотоаппарат или кинокамера, ведь произведения крайне недолговечны. Запечатлеть его на память — первое, что надо сделать перед тем, как убежать.

Стрит-арт — самое значительное культурное явление после панка. Несмотря на юный возраст большинства современных стритрайтеров, это явление уже насчитывает три десятка живописных лет и тысячи километров использованной городской площади.

Как и у всякого жанра, у стрит-арта есть свои «старшие братья». Один из них — монументальный и взрослый ленд-арт с солидной поддержкой организаций защиты окружающей среды. В конце прошлого века они параллельно с граффитчиками, терроризирующими горожан, искали безлюдные места и из того, что попадется под руку, создавали нечто. Пришел на каменистую местность — делай что то из камней, в лес — сучки и шишки тебе в руки. Результаты, цели, способ, иногда даже выразительные средства ленд- и стрит-арта совпадают. Различны только мотивы творчества, и то только потому, что далеко не все уличные заморачиваются экологией планеты.

Другой брат — умудренный и закаленный в боях с истеблишментом поп-арт. Мало того что Баския начинал как граффитчик, так еще и многие работы стрит-артовских авторитетов Бэнкси и Шепарда Фейри сделаны с неприкрытым подражанием Энди Уорхолу. Впрочем, подражание, как и в любом уважающем себя постмодернистском жанре, не считается зазорным. Стритрайтеры подшучивают над рекламой и множат сюжеты из сокровищницы мирового искусства от Ноя до Микки-Мауса и Обамы.

Монументальное искусство

В 80 х букв на городских стенах было больше, чем рисунков. Райтеры малевали свои тэги, лого, аббревиатуры, только им ведомые сокращения — это был всего лишь райтинг. Правда, в расписывании стен тэгами есть и другая, не имеющая никакого отношения к искусству сторона: их нужно написать как можно больше и в самых неожиданных местах. Легендарного тэг-райтера по кличке Рэвз хорошо знают в Нью-Йорке. Им было написано около 5 тысяч тэгов Revs. Это уже спорт. И как тут не вспомнить, что первыми граффитчиками были уличные банды, метившие таким образом территорию своего влияния.

Шепард Фейри В 90 х стало больше символов, образов, полотен. Тогда появился Шепард Фейри с его тэгом «Obey» («Подчиняйся»), а неутомимого Рэвза сменил ностальгический Invader (Захватчик). Он создает несложные мозаичные композиции в виде фигур инопланетян из допотопной аркадной видеоигры Space Invaders. На своем сайте он разместил карту, где отмечает места, которые посетили его аркадные захватчики.

Тогда же активное творчество начали многие звезды современного стрит-арта. Бэнкси прославился своими трафаретами (или стенсилами). Марк Дженнингс ваяет скульптуры людей из пластика и скотча, а потом размещает их в самых неожиданных местах, например, на рекламном биллборде или в городском фонтане.

В начале ХХІ века двухмерное, плоское изображение отходит в прошлое, оставляя место стремлениям художников к 3D-объему. В связи с новейшим стрит-артом часто упоминается термин «оптические иллюзии». Такие произведения выполнены с учетом перспективы и угла зрения. Но безъязыким стрит-арт из за этого пока не стал. Художники нередко прибегают к помощи текста, комментируя картинку, например, как в комиксах.

Стрит-арт — исключительно урбанистическое искусство. Так же как не рентабельно метро где нибудь в Кривых Коленах, стритрайтер существует и творит только в большом городе, богатом на новостройки, промзону и просторные тротуары для моциона. И самое главное, здесь снует многотысячная толпа потенциальных зрителей.

Искусство вывалилось из музеев и галерей на улицу, но не присоединилось к площадному. Несмотря на все социальные, политические, экспериментальные и художественные различия, уличных художников объединяют три незыблемые категории: безвозмездность творчества, городские стены и тротуары в качестве объекта для будущей работы и никакого сотрудничества с органами правопорядка?/?властями. Однако практика показывает, что все проблемы стритрайтеров именно из за коммерциализации и нелегальности творчества.

Уличные девки

Стрит-арт и реклама близки по средствам и способу самовыражения. С 70 х годов прошлого века известен термин «партизанский маркетинг». Помимо устоявшихся методов (раздача буклетов в метро, листовки в почтовых ящиках) в последнее время появилось много новых. Например, вирусный маркетинг или эпатажный. Не брезгуют рекламисты и всеми наработками стритрайтеров. Технически разница невелика, а цели — прямо противоположны.

Шепард Фейри Несомненно, один талантливый уличный художник лучше дюжины поденщиков из какого нибудь сетевого рекламного агентства. Но он не работает там, предпочитая скромные анонимные халтуры. Деньги нужны для собственных работ. Для краски, для различных инструментов и приспособлений типа лебедок, подвесных механизмов, страхующих тросов, если, конечно, картина будет нарисована не на асфальте. Иногда без спонсорства не обойдешься, гласные или негласные спонсоры есть у многих уличных художников. Как правило, большинство крупных стрит-артовских проектов в основном спонсорские.

Если очень хочется, можно заниматься чем то оригинальным и без всяких спонсоров. Например, заклеивать скотчем трещины на внешних стенах домов. Пару лет назад питерский провокатор, именующий себя Агон Нога, забомбил родной город плакатами формата А3 и А4, на которых простеньким и ровным почерком были написаны какие то фразы. Он отказался от всяких граффити-прибамбасов. А заодно и от всех знаков препинания: «Лера какого хера», «осторожно дети легко ломаются», «ну вот нашел ты смысл жизни и чего», «все такое прямо уф». Это граффити? Нет! Стрит-арт? Да!

Похожим занимаются дублинцы Asbestos. Они делают стикеры с текстом объявления о пропаже и небольшим рисунком. А теряют Asbestos решительно все: от билета в туалет до чаши Грааля. Для нашедших есть e-mail.

Ультралевые считают, что если уличный художник работает за деньги, он не вправе называться стритрайтером, равно как и его творчество никакой не стрит-арт. Отсюда и частые упреки в продажности в адрес многих известных художников. Иллюстрация тому — творчество американского художника Шепарда Фейри.

В 80 х Фейри клеил стикеры, в 90 х разрисовывал Лос-Анджелес и однажды сделал заставку для MTV: «Молодняк, — рассказывал художник, — сразу зашумел, что я продался. Но я ни цента не получил от MTV, и они от меня тоже не получили ни гроша». В 2000 х предвыборный плакат Обамы с надписью «Надежда» сделал Фейри известным. Сейчас нарисованная за полчаса картина представлена на всеобщее обозрение в Национальной портретной галерее Вашингтона. Но он не стал от этого богаче, штаб будущего президента ничего ему не заказывал. Это была инициатива самого Шепарда Фейри и только его: «Для меня существует единственное правило, я не буду браться за работу от клиентов, с которыми у меня моральный и этический конфликт. Я отказал ребятам из Hummer и Camel, потому что не согласен с ними».

Производитель стремится привлечь внимание к своим товарам, а художник к своим картинам. Шепард Фейри считает, что не столь важно, где уличный художник находит средства для своего проекта. «Если я получаю деньги от крупных компаний, то могу финансировать другие свои проекты. Пусть они не окупаются, но зато имеют непосредственное отношение к искусству и политике, это то, на что я хотел бы обратить внимание общества».

У известности есть другой серьезный недостаток: работы Фейри легко узнаваемы, поэтому его и по сей день задерживает полиция, он платит немалые штрафы. Самый памятный арест произошел в 90 х. Шепарда взяли с поличным. Полицейские следили за ним из гражданской машины, когда он расклеивал постеры. Это было своего рода подразделение по борьбе с граффити, они внимательно читали журналы по этой тематике и сразу узнали в нем «этого чувака из Род-Айленда». «Имея при себе 80 постеров, 300 стикеров, пару трафаретов и баллонов, отмазаться было очень трудно», — вспоминает Фейри...

Источник: sho.kiev.ua

Украдена огромная скульптура Каори Каваками

17.11.2015
В Италии произошла необычная кража. Двухтонная авангардная скульптура авторства знаменитой современной японской ваятельницы Каори Каваками, символически изображающая плуг, была похищена с выставочной площадки, размещенной в саду виллы в предместье Неаполя Казория.

В Историческом музее прошла передвижная выставка Никаса Сафронова

13.11.2015
Еще летом в столичном Историческом музее Никас Сафронов, один из известнейших во всем мире современных российских художников, открыл свою выставку. Выставки живописца и ранее проходили в столице и посещались огромным количеством москвичей и туристов, однако экспозиция такого масштаба представлена тут впервые.

Питерский музей превратился в тюрьму

11.11.2015
Под вдохновлением от Солжениценского «Архипелага ГУЛАГ» и материалах о концлагерях екатеринбургский уличный художник Слава PTRK осуществил необычный арт-проект.